Григорий Шантырь
Борис
Чайковский
Концерт для скрипки с оркестром фа
мажор (одночастный),
Соната для скрипки и
фортепиано ля мажор
(1. Andante 2. Allegro)
Борис Александрович Чайковский родился в Москве в 1925 году; учился в музыкальном училище имени Гнесиных, в 1943 году поступил в Московскую консерваторию. Здесь он занимался по классу композиции сначала под руководством В.Шебалина, затем — Д.Шостаковича и Н.Мясковского. От своих учителей Б.Чайковский воспринял не только блестящее техническое мастерство, но и их взгляды на высокую роль искусства, необычайную требовательность к себе, стремление к отражению в творчестве значительных тем и идей. Еще в студенческие годы Б.Чайковским были созданы первые крупные произведения — симфония, опера “Звезда” (по Э.Казакевичу).
После окончания в 1949 году консерватории молодой композитор неутомимо работает, проявляя преимущественный интерес к жанрам инструментальной музыки — симфонической и камерной. < ...>
Заметный след в творчестве Б.Чайковского оставила его дружба с М.Ростроповичем, результатом которой явились Соната и Сюита для виолончели, Партита для виолончели и инструментального ансамбля и, наконец, созданный в 1964 году Концерт для виолончели с оркестром, приближающийся по масштабу к жанру симфонии. Сочинение это знаменовало наступление периода творческой зрелости. < ...>
В музыке Бориса Чайковского сочетаются удивительная чистота и искренность лирических высказываний, психологическая глубина мышления и драматическая напряженность; язык его сочинений, чаще всего простой и диатоничный в своей основе, в то же время воспринимается как остро современный, никогда не теряющий свежести и новизны.
Таков и Концерт для скрипки с оркестром, созданный в 1969 году. Он поражает прежде всего необычностью замысла. Это грандиозное по масштабу и протяженности одночастное произведение (Концерт звучит почти сорок минут), построенное по принципу “неповторяемости” материала, непрерывного развития мысли, — явление поистине уникальное в музыкальной литературе. Действительно, в чередовании сменяющих друг друга эпизодов можно обнаружить лишь намек на сонатную форму — так, “угадываются” здесь сферы “главного” и “побочного” материала, весь центр Концерта по непрерывно нарастающей напряженности развития, несомненно, имеет характер “разработки”; однако репризы, в которой окончательно бы утверждался основной тематический материал, нет как таковой, и до самого конца концерта, за исключением нескольких интонационных образований, звучит все время новая музыка (лишь тональный план соответствует принципам сонатной формы).
Так что же это за форма? Свободная? Да, в какой-то мере. Импровизационная? Нет, импровизационность и вытекающая из нее рыхлость здесь вовсе отсутствуют. Автор мастерски развивает весь материал из одного тематического “зерна” (поэтому, несмотря на огромное разнообразие музыки, слушателя концерта нигде не покидает ощущение ее внутреннего неразрывного единства); точность драматургического расчета — от безыскусственной простоты и ясности начала ко все большему драматическому напряжению центра и, наконец, после кульминационного “взрыва” к просветленному “умиротворению” заключения — приводит к тому, что произведение воспринимается как “единая волна”, как нечто цельное, логичное, необычайно стройное, увлекательное и живое.
Драматургически точный замысел композитора обнаруживается и в инструментовке, в очень экономном и расчетливом “развертывании” оркестровой палитры: вначале — только струнные инструменты, в “разработке” к ним присоединяются литавры, и на подходе к кульминации появляется грозно звучащая медь (деревянные духовые инструменты вовсе исключены автором из партитуры).
Партия солирующей скрипки требует от исполнителя выносливости и виртуозной техники, но виртуозность нигде не выступает на первый план, являясь только средством для передачи глубокого содержания музыки. В сущности, весь концерт звучит как взволнованный и выразительный монолог солирующего инструмента, уступающий место оркестровому “соло” лишь в кульминационном разделе. В то же время ведущая роль скрипки вовсе не означает, что партия оркестра сводится к аккомпанементу, — наоборот, оркестр все время живет самостоятельной жизнью, дополняет и углубляет авторскую мысль.
Премьера Концерта для скрипки с оркестром Б.Чайковского состоялась в апреле 1970 года. Первыми исполнителями были В.Пикайзен (которому автор посвятил свой Концерт) и оркестр Московской государственной филармонии под управлением К.Кондрашина. < ...>
Соната для скрипки и фортепиано была создана Б.Чайковским в 1959 году, за десять лет до появления Скрипичного концерта; слушатели познакомились с ней в исполнении В.Пикайзена и автора. Сочинение это, состоящее из двух идущих без перерыва частей, — простое и лаконичное по форме; оно отличается лирической одухотворенностью музыки, ясным мелодизмом, в котором отчетливо проступает русское национальное начало. Первая часть Сонаты имеет более спокойный, просветленный характер; в музыке второй части проступает драматическое начало, хотя автору везде свойственна сдержанность в выражении чувств. Все произведение в целом раскрывает гармоничное мировосприятие композитора.
(Аннотация к грамзаписи.)