Мнения коллег-музыкантов
о Концерте для скрипки с оркестром

Новое произведение Б.Чайковского — одночастный Концерт для скрипки с оркестром — впервые прозвучало на заседании Секретариата СК РСФСР 13 февраля 1970 года. Его исполнил В.Пикайзен, которому посвящен концерт, в сопровождении автора (фортепиано). Присутствующие единодушно поздравили композитора с большой творческой удачей.

Общее мнение выразил А.Николаев: “Последние сочинения Бориса Чайковского говорят о том, что композитор переживает счастливую пору творческой зрелости. Увлекательный, своеобразный мир запечатлен во Второй симфонии, в Третьем квартете... Новый Скрипичный концерт — сочинение, покоряющее содержательностью и естественностью, могучим темпераментом и хрупкой красотой, стихийным эмоциональным размахом и изяществом выражения мысли. Произведение настолько захватывает, что не хочется анализировать, в чем секрет его воздействия; так бывает всегда, когда соприкасаешься с подлинным, непреходящим искусством. Кажется, что автор берет тебя за руку и ведет по нелегкому пути, щедро делясь своими духовными сокровищами. Это сочинение написано с той степенью мастерства, когда праздными становятся рассуждения о формальных особенностях, приемах, истоках и т.п. Такие сочинения не восходят к “школе”, они сами суть вехи, оставляемые на непроторенной дороге художниками, которым дано заглянуть дальше других и раньше других услышать истинную тональность грядущего.
Современная музыка — настолько сложный лабиринт направлений и веяний, что многие, даже замечательные таланты выбирают заманчивый, на первый взгляд, поворот, не ведая, что он ведет в тупик, и не всегда успевают отыскать дорогу к выходу или хотя бы повернуть назад. Можно, правда, успешно работать, не сворачивая с накатанного пути. Можно, с другой стороны, культивируя свою индивидуальность, любознательно выковыривать начинку из каждого нового музыкального пирога. Но лишь немногим удается трезво оценить многоликие, причудливые ответвления разросшегося ныне музыкального древа, не стать рабом складывающихся на наших глазах новейших правил и закономерностей, а овладеть ими и подчинить их строю своего музыкального мышления, достойно, веско и доступно выразить в музыке свое видение мира. К этим немногим принадлежит и Борис Чайковский. Он никогда не был кузнецом собственного успеха — и, наверное, именно поэтому так правомерно, основательно занял сегодня место в первой шеренге наших мастеров.
С нетерпением, как ярчайшее музыкальное событие, предвкушаю первое исполнение Скрипичного концерта Б.Чайковского с оркестром”.

Об искренности, цельности и своеобразии душевного строя художника, покоряющих слушателей в Скрипичном концерте Б.Чайковского, говорили Н.Сидельников: “Сочинение, мир которого ты принимаешь сразу, которому веришь от первой до последней ноты, мир очень глубокий, очень убедительный...”; И.Ойстрах: “По своим человеческим качествам эта музыка изумительная, музыка большой правды. Мне произведение представляется исключительно цельным, отнюдь не традиционным по форме и отнюдь не коротким для одночастного концерта”; В.Рубин: “Сегодня день радостный и возвышенный, ибо не так уж часто встречаешься с подлинным талантом, с подлинно художественным миром, своеобразным и тем прекрасным, что несет в себе чистые душевные помыслы”.

Выступавшие отмечали оригинальность композиционного замысла и выразительных средств, которые избраны автором. “О технической стороне, о приемах мастерства сегодня говорить не хочется, — сказал Я.Солодухо. — Сила этого мастера в том, как он, действительно, от начала до конца, в течение примерно получаса, держит слушателя в неослабном внимании. Это свидетельствует об очень высокой художественной, философской, этической ценности сочинения”. “Интересно, — подметил И.Ойстрах, — что, несмотря на солидный масштаб Концерта, целостность его формы и смысл этой музыки особенно глубоко раскрываются, вырисовываются в самом конце произведения”. “Совершенно верно: в финале как будто дается философское истолкование проблемы, поставленной автором вначале, — поддержал его В.Пикайзен. — Вообще Концерт — просто первоклассное сочинение, оно обогащает советскую скрипичную литературу и все наше искусство в целом. Работа над ним была настоящим праздником, а для меня еще, кроме того, словно встречей с юностью: ведь наша творческая дружба с Борисом Александровичем завязалась еще в 1956 году, когда мы вместе готовили к исполнению его Трио. И я благодарю композитора за эту радость”.

Завершил беседу Г.Свиридов: “Сегодня у нас у всех ощущение большого праздника: прозвучала замечательная музыка. Мне кажется, за последние годы на наших глазах сформировался очень крупный композитор — Борис Чайковский. Композитор со своим голосом, со своим, чрезвычайно содержательным, глубоким, сильным, красивым душевным миром, со своей прекрасной манерой, своей интонационной сферой, своим чувством формы. Он сейчас создает работы, которые выводят нашу советскую симфоническую музыку, этот труднейший и сложнейший жанр, на новые пути. И поэтому его деятельность представляется мне серьезной и принципиально важной”.

(“Советская музыка”, 1970, № 5. С. 145– 147.)